Роль отца в воспитании ребенка
Наиболее существенным фактором, влияющим на формирование личности, является семья. Все — хорошее и плохое — закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается, главным образом, из того, в чем, во-первых, ребенок подражает взрослым, и, во-вторых, что сами взрослые культивируют в нем. В этом плане не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта.
Испокон веков отцы и матери выполняли в семье разные функции, таким образом, отцовское воспитание значительно отличалось от материнского.
Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за эту сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы, кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств.
Мужчина – это логика, конкретность.
Мужчина не имеет права на противоречивость, нестабильность в своих реакциях, поступках, в своем поведении. Он обязан иметь твердую и непоколебимую позицию в принципиальных вопросах.
Стабильность привносит в семью спокойствие и уверенность. С нестабильного поведения мужчины часто начинается разрушение семьи. Нестабильность мужчины порождает неуверенность женщины в завтрашнем дне семьи, в самой себе. В стабильности мужчины — справедливость. Ребенок твердо знает: за это отец накажет, за это похвалит, а не наоборот. И он знает, как себя вести. А мама может сегодня расцеловать, а завтра наказать за один и тот же поступок.
Отец учит общественным ценностям, долгу перед обществом.
Отец идет впереди, если надо пробить дорогу. Отец берет на себя ответственность в экстремальных ситуациях. Отец спокоен, если все в семье растерялись перед лицом опасности и угрозы, и вносит струю успокоения в накалившиеся страсти.
Отец учит уважению к женщине и милосердию к старости, великодушию к слабому, дает понятие о доброте истинной силы. Он учит защищаться и защищать слабых и, если это необходимо, быть компромиссным, не поступаясь правдой и совестью. Отец учит руководить и подчиняться, сотрудничать, учит организованности и сознательной дисциплине. Дети запечатлевают отцовское отношение ко времени, его верность данному слову, мужское чувство ответственности, долга и чести.
Отцовское воспитание как бы абстрактно.
Главное — отец должен научить думать, решать жизненные задачи и принимать верные решения. Да и последствия отцовского воспитания проявятся позже.
Отец более склонен к теоретическим обобщениям, он мыслит глобальными категориями. Он говорит с детьми о смысле жизни, о долге и ответственности, о чести и доблести, о правде и кривде, о родине и о политике, о географии и об истории. В беседах с детьми мужчина выходит за рамки внутрисемейных и личных проблем. Преимущественно на мужчине лежит ответственность за способность анализировать, обобщать, глубоко исследовать явление и делать правильные выводы, умозаключения.
Если ребенок не способен эффективно мыслить, анализировать, прийти к самостоятельному умозаключению, непонятлив, поскольку отец не уделял этому должного внимания, мало беседовал с ним, не размышлял вместе с ним, не отвечал на его вопросы «почему?» и «что будет, если...?»
Сегодня много говорится и пишется о том, что отцы отстранились от воспитания детей, что они не выполняют свои отцовские функции в семье. Однако, в чем состоят эти функции, многие толком не знают. В лучшем случае говорят об отцовской строгости, авторитете и власти.
Отцы часто попросту не знают, чему и как учить своего ребенка. В результате отец читает детям малоэффективные нотации и выступает в роли судьи или исполнителя наказаний с пресловутой угрозой матери: «Вот придет отец с работы и выпорет!»
Если отец, демонстрирует ребенку свою несдержанность, он не может научить его самообладанию, признать умение справляться с отрицательными эмоциями. Часто отцу легче выпороть ребенка, чем объяснить, в чем ошибка чада. В результате ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным, у него возникает глубокая неприязнь к обидчику (не забывайте, что когда-то ребенок вырастет и у него хватит сил на ответ при физическом наказании), чувствует ненависть к самому себе и окружающим.
Специалисты задаются вопросом: «Не потому ли среди детей и подростков растет преступность, стали обычным явлением школьные неврозы, что матери оттеснили отцов из сферы семейного воспитания, сознательно принижая их значение в формировании личности ребенка?»
Зачастую отца отстраняют от воспитания, поскольку, не представляя ясно и конкретно своей роли, он пытается неумело подменить мать.
Воспитание требует великого терпения, а отцы, в отличие от матерей, чаще нетерпеливы. Отцы чаще, чем матери, ссылаются на занятость, полагая в силу сохранившихся традиций, что воспитание детей — женское дело.
Многие отцы полагают, что они не нужны малышу. До пяти лет, во всяком случае, в первый год и уж, конечно, в первый месяц его жизни. Парадокс же заключается в том, что ребенок нуждается в отце уже с первых дней жизни. Отец во многом не понимает ребенка в возрасте до пяти с половиной лет, поскольку - для понимания переживаний малыша этого возраста необходим не столько ум, сколько материнская интуиция.
Ученые доказали, что дети, чьи отцы находились рядом с матерью во время беременности, реже появлялись на свет недоношенными или с недостаточным весом. Риск умереть в первый год жизни у этих детей был в четыре раза ниже. При отсутствии же рядом отца ребенка у будущих матерей повышался риск таких осложнений, как анемия и гипертония.
Ряд исследований последнего времени показывают, что мужчины, присутствующие при родах, более привязаны к своим младенцам и активнее участвуют в уходе за ними, а малыши от 1 года до 3-х лет, чьи отцы уделяли им мало внимания, в будущем чаще проявляли агрессивное поведение. Доказано, что если отцы помогали ухаживать за детьми, играли с ними, брали с собой в поездки, то дети имели меньше проблем с поведением как в раннем, так и в подростковом возрасте.
Оказывается и в развитии речи детей раннего возраста отцы играют более важную роль, чем матери. Малыши, которым отец читал вслух и с которыми постоянно разговаривал, к 3 годам достигали заметной выразительности в своей речи и чаще использовали слова из отцовского словарного запаса.
Отмечено, что девочки, выросшие без отца, раньше достигают половой зрелости и чаще беременеют в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что отсутствие отца дает дочерям подсознательный сигнал, что мужчины не остаются с женщинами надолго, поэтому женщине нужно быстро находить партнера, то есть гены подталкивают таких девочек к более раннему половому созреванию.
Одна из основных задач отца состоит в том, чтобы обеспечить ребенку поддержку и поощрять его выход за пределы «материнского мира» и избавляться от материнской опеки.
По результатам наблюдений, отцы склонны давать больший простор личности ребенка, чаще выпускают его из поля зрения и в среднем позволяют ему ползать (прежде, чем подхватить на руки) в два раза больше. Когда дитя сталкивается с чем-то непривычным, отцы в таких случаях не вмешиваются, предоставляя ему возможность познакомиться и освоиться. Такая модель поведения вносит свой вклад в эмоциональное развитие ребенка. Исследования показали, что дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, реже плакали при разлуке с близкими или при появлении незнакомого человека. И это лишь самое начало благотворного воздействия, которое оказывает на всю дальнейшую жизнь ребенка отец, активно занимающийся воспитанием младенца.
Малыш познает мир и, в первую очередь, своих родителей через телесные ощущения. Поэтому ему очень важна физическая близость отца, т.е. другого, не такого, как мама, человека, который тоже заботится, защищает и учит. Если ребенок не будет знать папиных рук, тепла, движений, дыхания, то к тому времени, когда он начнет общаться словами и глазами, папа покажется ему незнакомым взрослым, биение сердца которого малыш не слышал. Между ребенком и мужчиной существует некоторая дистанция, которая позволит малышу, когда придет время, научиться быть автономным.
Мужчина любит дочь безусловной любовью. Имея дочь, он восхищается ею, не видит в ней недостатков, по крайней мере, в дошкольном возрасте. Ему все мило в ней. Он просто любит дочь. Но любя дочь безусловной любовью, он все-таки воспитывает ее, воспитывает самой любовью, воспитывает своей мужественностью и справедливостью. А когда она, особенно в подростковом возрасте, совершит нечто возмутительное, отец выскажет, и выскажет жестко, свое отношение к этому.
Отец может похвалить внешний вид, аккуратность дочки, её тактичность, то, что она делает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показывать ей, что он ценит её мнение, иногда советоваться с ней. А когда у подросшей дочери появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец серьезно к ним отнесся. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Замужняя жизнь дочери будет во многом определяться теми отношениями, которые в детстве у нее были с отцом.
И любящий отец необходим девочке как само детство. Он навсегда остается в сердце дочери. Ведь недаром народная мудрость утверждает: счастливая дочь — в отца. И дочери тяжелее, чем сыновья, переживают уход отца из жизни.
Если дочь имела добрые, доверительные, уважительные отношения с отцом, она вырастает уверенной в себе и по-доброму, уважительно относится к мужчинам, естественна с ними. Неосознаваемо избирает она и друга «по отцу». Напротив, женщина подозрительна, агрессивна, противоречива в отношениях с мужчинами, если отец был несчастьем ее детства или если она и вовсе не знала отца.
Сына отец любит требовательной любовью. Требовательная любовь — всегда любовь за что-то: за умные поступки, за мужество, старание, трудолюбие, терпение и упорство. И чтобы отец одобрительно сказал: «Молодец!», скупо приласкал, положив руку на плечо, надо, впервые встав на коньки утром, уже к вечеру, в синяках и ссадинах, встретить отца, лихо подкатив к нему, да еще с разворотом на месте!
Отец поощряет готовность сына к чрезвычайным усилиям, к риску, побуждает его к поиску своего места в жизни, зовет к самостоятельности.
Мальчику необходимы от отца дружба и одобрение. С самого раннего детства малыш должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасностей.
Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет её манеры и интересы. Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен стыдить ребенка, когда тот плачет, когда играет в игры для девочек. Главное – у отца с сыном должны быть свои общие дела и секреты.
Иногда отец стремится сделать своего сына идеальным во всех отношениях. Когда отец критикует сына даже по-дружески, ребенку становится не по себе, и он перестает получать удовольствие от общения. Мальчику начинает казаться, что он ни на что годен и что отец его тоже так думает. Одобрение отца важнее для ребенка, чем указания и поправки. Отец не должен насмехаться над ребенком. Это слишком сильное средство воздействия на маленьких детей. Чувство юмора развивается у них постепенно, и поэтому чаще всего дети чувствуют себя униженными. Следует тактично использовать юмор в общении с детьми, умело использовать сравнения.
Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье. В условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец, как это бывает в подавляющем большинстве полных семей, сохраняет хоть крохи сыновней привязанности, то потеря уважения к отцу почти с неизбежностью ведет к потере самоуважения, а это, как известно, — основа всех болезней личностного роста. Лишь в тех редких случаях, когда сын не только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение к себе может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать (и, может быть, найдет) другие мужские идеалы. Но так чаще бывает у детей в разведенных семьях. В сохраняющихся же семьях с матерью во главе, мальчик, как правило, испытывает к «второстепенному» отцу чувства любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое чревато разными неприятными последствиями.
Путь к отцовству – это путь зрелости. И он всегда уникален. Отцам следует осознать, что их роль по мере взросления ребенка постоянно меняется. Что они не всегда будут совершенны, но именно это поможет им искать свою дорогу. Дети готовы многое простить своим отцам и со многим примириться, лишь бы отец оставался любящим отцом.
Г.А.Шваб, педагог-психолог
ГУО «Верхнедвинская гимназия»