«Подростковая агрессия: что делать родителям»
Консультация для родителей
Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.
Существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Из многочисленных видов «Злокачественной» агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:
- Физическая - использование физической силы против кого- либо или чего-либо;
- Вербальная (словесная) - проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
- Аутоагрессия - агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей.
Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни. Это связано и с неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.
На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть. Помните: избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем. Иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашего агрессивного поведения нельзя однозначно, это приводит к тому, что подросток замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.
Второй фактор – это взросление. Не готовый к взрослой жизни подросток с одной стороны он хочет самостоятельности, а с другой он крайне боится её, не готов к ней. Из-за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.
Дополнительными причинами проявлений детской и подростковой агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желаемый результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- с целью подчеркнуть свое превосходство.
На формирование подростковой агрессии влияет еще множество второстепенных факторов: примером для подростка становится родительская агрессия в семье; отношения в школе, в компании, на подростковую агрессию влияет и алкоголь, никотин и наркотики; агрессия в обществе; агрессия в средствах массовой информации; социальная несправедливость и многое другое.
Рекомендации родителям по работе с агрессивными подростками:
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Проявляйте выдержку и терпение в случае, когда ребенок совершает ошибки.
- Объясните ребенку, почему его поведение неправильно. Делайте это максимально тактично и спокойно.
- Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, к чему его влечет.
- Никогда не позволяйте себе оскорбить подростка, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст ему права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что он способен.
- Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрируйте детям модель неагрессивного поведения и будьте последовательными в наказаниях за конкретные поступки.
- Не унижайте ребенка наказанием.
- Обучайте ребенка способам выражения гнева. Дайте ему возможность проявить гнев сразу после фрустрирующего события.
- Содействуйте распознаванию ребенком собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих людей.
- Развивайте у ребенка способность к эмпатии (сопереживанию).
- Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывайте навыки реагирования в конкретных ситуациях. Учите ребенка брать ответственность на себя за неправильные действия.
- Не следует открыто бороться с подростком, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать его личностные особенности, бурные реакции.
- Не давайте своему подростку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
- Общайтесь со своим подростком на равных, но не впадайте в зависимость от него.
- Останавливайте агрессию подростка спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте недопустимое поведение подростка поведение только после того, как оба успокоитесь.
- «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
- Нельзя угрожать и шантажировать ребенка, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что....Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
- Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют; над ребенком издеваются;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка двойной моралью;
- родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают детей друг против друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
- родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления подростковой агрессии в педагогическом арсенале родителей обязательно должны быть: сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброта, ласка, забота, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт и большая открытая любовь к ребенку.