Что делать, если ребенок не хочет читать?
Советы родителям младшего школьника.
«Мой ребёнок не хочет читать!» — часто говорят отчаявшиеся родители, которым так и не удаётся усадить малыша за книгу. Почему же так происходит? Может быть, он ленивый? Вовсе нет!
Взрослым кажется, что читать - это само собой разумеющееся. Что это легко. Но для малыша чтение — это трудный процесс, и дети легко утомляются. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, держать в голове сюжет.
Как приучить ребенка к чтению
Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.
«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.
Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?
Нейропсихолог, руководитель школы «Супермозг» Гюзель Абдулова утверждает:
- Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?
В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.
Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!
При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.
Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.
Другие причины нелюбви к чтению
- Это может быть связано с самим текстом: слишком длинный текст, сложные слова в тексте, не интересна тематика.
- Стрессовая обстановка во время занятий. Принуждение, давление и угрозы, к сожалению, очень часто оказываются непременными атрибутами домашних занятий с ребенком. Да и занятий с педагогами тоже. Кортизол (гормон стресса) - мощный тормоз для работы коры головного мозга ребенка, от стресса ребенок на время "глупеет".
- Техника чтения вместо понимания текста. К сожалению, программа требует, да и родители сами хотят, чтобы ребенок красиво читал вслух, вот тогда-то виден результат! Понимание текста, которое вообще-то как бы и является конечной целью освоения навыка чтения, вообще не учитывается. А чтение вслух и понимание - это два совершенно не связанных с собой процесса.
Что делать? Несколько простых советов родителям:
- Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден и хорошо себя чувствует.
- Обязательно покажите ребёнку, что совместные занятия для вас удовольствие, щедро хвалите за успехи.
- Поддерживайте игровую форму занятий. В игре дети усваивают любой навык непроизвольно, без усилий.
- Хорошо, если вы сможете организовать день ребенка таким образом, чтобы он читал вам 2 - 3 раза по 5 минут, это будет просто великолепно! Именно 5 (максимум 10) минут. Как это сделать? К примеру, вы готовите на кухне (вяжете, убираете и т.д.). Посадите ребенка рядом и пусть он вам почитает. 5 минут и результат не заставит себя ждать! Запомните: "Лучше меньше, но чаще!"
- Подбирайте "правильные" тексты, посильные для ребенка: тексты покороче, простые предложения, короткие слова. И самое главное, не какие-то абстрактные "мама мыла раму", которые давно неактуальны, а интересные самому ребенку.
- Выбирайте интересную литературу для чтения в соответствии с возрастом ребенка. Это могут быть сказки Пушкина, Ершова, народные сказки. Рассказы Носова, Драгунского, Зощенко и др. Может быть вы воспользуетесь зарубежной литературой классикой или современной, к примеру, "Гарри Поттер" Джоан Ролинг.
- Не принуждайте ребенка, возможно даже закройте эту тему на несколько недель, не создавайте негативных ассоциаций с чтением. И в момент хорошего настроения ребенка и Вашего хорошего настроения предложить интересные тексты.
- Очень важно превратить чтение в удовольствие! Необходимо сформировать представление у ребенка, что чтение - это процесс невероятно интересный, приятный и легкий.
- При обучении чтению используйте прием "чтение пальчиком". Вы читаете, ребенок пальчиком следит за вашей речью. Читать нужно в своем "взрослом" темпе. Если ребенок не успевает (а он, скорее всего, не будет успевать), возьмите его руку в свою и следите вместе. Детям такой процесс очень нравится. Превратите чтение в игру. Ребенок с вами не читает, ничего за вами не повторяет, просто следит пальчиком.
- Пусть ребенок читает то, что знает наизусть. При таком способе «чтения», ребенок может удивить кого-либо и получить высокую оценку. Такое упражнение позволяет ребенку испытать ситуацию успеха и формирует у него понятие, что чтение - это хорошо!
- Если ребенок читает много раз одно и то же полюбившееся ему произведение - это тоже хорошо! Положительные эмоции от любимого произведения, легкость от того, что читаешь знакомый текст, создает эффект, когда ребенок получает удовольствие от чтения!
- Ведите дневник успеха, в котором отмечайте достижения ребенка — даже самые маленькие победы.
- Не усердствуйте с техникой чтения, а добивайтесь хорошего понимания текста. При хорошем понимании со временем техника чтения сама подтянется.
- Очень важно организовать чтение перед сном. Именно перед сном, когда ребенок уже умылся, почистил зубки и переоделся в пижаму. Это очень полезно так как:
- упорядочивает режим дня ребенка;
- последнее, что фиксирует мозг ребенка, это письменный образ слова;
- семейные традиции.
- Используйте "остановку на самом интересном месте". Пусть ребенку хочется услышать продолжение истории, и он с нетерпением будет ждать следующего вечера, или возьмет книгу и прочитает сам!
- Ходите вместе с вашим ребенком в библиотеку, пусть увидит, какое там разнообразие книг, пусть выберет то, что ему интересно! А ему будет интересно, поверьте!
Ваш ребенок будет читать легко и с удовольствием!