Советы психолога
Экзамен: не нужно бояться!
На свете найдется не так много людей, у которых мысль об экзаменах вызывала бы радостную улыбку.
Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Психологи считают полезным ввести в такой интерьер желтый и фиолетовый цвета, ведь именно они повышают интеллектуальную активность.
Вначале подготовки нужно понять, «сова» ты или «жаворонок» — и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
Составляя план на каждый день подготовки, четко определи то, что ты будешь учить именно сегодня. Не стоит обманывать себя фразой «немного позанимаюсь». План учебы на каждый день должен содержать конкретные разделы учебника, задания и упражнения. Прежде чем что-то учить, необходимо определиться с теми источниками, которые ты будешь использовать при подготовке. Обычно информации либо слишком много, либо слишком мало. В первом случае советую из кипы учебников выбрать один-два. Самый оптимальный вариант - конспекты. Если предмет технический - лучше обратить внимание на формулы (если формула слишком длинная - раздели ее на составляющие), их расшифровку. К знакомому отличнику, к преподавателю или репетитору лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим ты сэкономишь и свое, и его время. Интернетом лучше пользоваться тогда, когда знаешь, ЧТО нужно, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение.
Начинай подготовку «на свежую голову» и с самого сложного раздела. Если ты устал, а готовиться к экзаменам все же нужно, начни с материала, который больше всего интересен и приятен. Переходи от легкого материла к сложному.
Обязательно следует чередовать работу и отдых, к примеру: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. В это время можно вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
При подготовке к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если ты чувствуешь, что глаза устали, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Советую выполнить следующие упражнения:
1)посмотри попеременно вверх-вниз (15 с), влево-вправо (15 с);
2)нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;
3)попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 с), потом - на листе бумаги перед собой (20 с);
4)нарисуй глазами квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом - против).
Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение. Попробуй освоить несколько несложных приемов:
1) сядь удобно;
2) сделай глубокий вдох через нос (4-6 с);
3) задержи дыхание (2-3 с);
4) сделай медленный, плавный выдох через нос (4-6 с);
5) задержи дыхание (2—3 с).
Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.
Серьезным вопросом является то, КАК учить. Уходишь ли ты в учебу «с головой», занимаешься в библиотеке или берешь конспект «почитать в транспорте»? Конечно, эффективность таких занятий абсолютно разная. Что можно сделать за ограниченное время? Многие школьники говорят, что перед экзаменом хочется делать все, что угодно, - лишь бы к нему не готовиться. Совет установи для себя норму — скажем, один час. Или, например, один билет разобрался в теме одного билета - сделай передышку.
Готовясь к экзамену, не надо стремиться запоминать наизусть весь учебник. Прочитав вопрос, вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что ты знаешь по нему, затем проверь себя по учебнику. Особое внимание обрати на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверь правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочти учебник, выделяя главные мысли — опорные пункты ответа.
Важный вопрос: как запомнить? На этот счет существуют разные мнения. Одним из удачных способов запоминания считается мнемотехника - комплексная методика, включающая в себя запоминание ассоциациями. Если нужно запомнить дату, вспомни, что эта дата значит для тебя лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день ты впервые что-то сделал или куда-нибудь съездил? Или вдруг эта дата напоминает какой-либо номер телефона? Нужно запомнить формулу? Попробуй посмотреть на нее под другим углом - прочитать ее как слово. Сопоставь каждую букву в формуле с каким-нибудь словом и составь смешное предложение, которое «застрянет» в голове. Очень удобно запоминать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что тебе уже известно. Попробуй упростить определение. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редкий учитель примет в штыки объяснение определения своими словами вместо заученного варианта. Если ты можешь пересказать определение своими словами, значит, ты его понимаешь и разбираешься в материале.
Перед устным экзаменом советую наиболее трудные билеты рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему нужно делать это? В психологии и психотерапии установлено: чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену), и тогда, когда воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение.
Когда ты рассказываешь материал или записываешь его на магнитофон, ты сближаешь эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух. Чтобы стать понятной другим, речь требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается.
У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с преобладающей зрительной памятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем, у кого развита моторная память, лучше будет еще раз прописать материал, например заняться написанием шпаргалок. Уверена, что на экзамене тебе они и не понадобятся, так как моторная память поможет воспроизвести нужный материал.
Готовясь к экзамену, не думай о том, что «провалишься», напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают тебе готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, как раз они и позволяют делать все спустя рукава («Зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет?!»).
За несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию экзамена, представь во всех деталях обстановку, свой ответ. Старайся делать это как можно конкретнее и подробнее. Но - внимание! - сконцентрируйся на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, не «зацикливайся» на собственных страхах и мыслях о «провале».
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал. Не повторяй билеты по порядку, лучше напиши номера на листочках и тяни, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомни и запиши план ответа. Если это получилось легко, можешь не рассказывать - этот вопрос ты знаешь хорошо. Рассказывай только то, в чем ты чувствуешь затруднение. При рассказе пользуйся записанным планом - на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следи при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знай, что речь, весь твой вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, ты в действительности становишься спокойнее и увереннее в себе.
Памятка для подготовки к экзамену
1этап. Подготовка к экзамену:
- полезно составить план подготовки к экзамену на каждый день;
- хорошо начинать либо с самого трудного, либо с самого простого материала;
- обязательно следует чередовать работу и отдых 40 минут занятие, 10 минут - перерыв);
- полезно повторять материал по вопросам;
- можно структурировать материал за счет составления планов, схем на бумаге;
- твоя задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируй внимание на ключевых мыслях;
- научись хорошо выполнять практические задания на время;
- за несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию на экзамене, представь себе во всех деталях обстановку.
2 этап. Накануне экзамена:
- старайся отдохнуть хотя бы один день перед экзаменом. Погуляй, отвлекись, ляг спать пораньше;
- если ты уже волнуешься, то попытайся конкретнее, в деталях, «проиграть» то, как ты заходишь в аудиторию, тянешь билет, нервничаешь, выполняешь задание. Через некоторое время такой «игры» страх исчезнет.
3 этап. Как вести себя на экзамене:
- находясь в аудитории на экзамене, постарайся расслабиться: свесь руки, опусти голову, вдох - «по», выдох - «кой» (20 с). Ты почувствуешь, как уйдет сначала мышечное напряжение, затем - внутреннее;
- начинай выполнять те задания, которые для тебя легче (для того, чтобы сэкономить время для более трудных заданий);
- не бойся ошибки. Если ты не уверен в правильности своего ответа, все равно продолжай работать;
- если понимаешь, что есть вопросы, по которым ты ничего не знаешь, не впадай в панику: по каждому вопросу можно что-то вспомнить.
Удачи вам!