Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном становлении личности
(выступление на районном методическом объединении библиотекарей)
Все, кто обеспокоен судьбой страны, её будущим, обращают особое внимание на духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Процесс воспитания осуществляется различными социальными институтами: школой, профессиональными училищами, колледжами, вузами, музеями, театрами, библиотеками.
Что же является определяющим при рассмотрении школьной библиотеки как социального института по воспитанию молодёжи?
- 1.Библиотека обладает собраниями литературы, в которых заложен эмоциональный, нравственный, духовный потенциал.
- 2.В библиотеке, как в культурном учреждении, воспитательные функции проявляются в различных формах индивидуальной и массовой работы.
- 3.Библиотека объединяет педагогов и учащихся.
- 4.Библиотека в настоящее время остаётся бесплатным центром приобщения детей к культурным ценностям.
- 5.Библиотека, как социальный институт, работает не изолированно, а во взаимодействии с другими учреждениями и организациями.
Нравственный человек – в первую очередь человек воспитанный.
Замечательно писал о главной задаче воспитания К.Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».
Библиотека и библиотекарь всегда были воспитателями. Умение подсказать, какую книгу прочесть, оформить тематическую выставку в библиотеке – это же очень интересно детям, это и есть воспитание, причём ненавязчивое. В библиотеке никто не говорит: «Садись, и я буду тебя воспитывать». Как никогда сегодняшняя молодёжь пытается ответить на вопросы: Кто я? Зачем я? Как противостоять этому жестокому миру? А может и не надо ничего делать, и самому стать рассадником зла? С этими и другими вопросами ребята и приходят к нам в библиотеку. Мы разговариваем с ними на различные темы на равных, совмещая тем самым и психологическую функцию. Темами разговора может быть мода, отношения со сверстниками, родителями, учителями, о вреде табака, наркотиков и конечно же о любви. Я стараюсь отвечать на их вопросы и помогать решать их проблемы с позиции морали и христианства, во главу угла ставя любовь, терпение и понимание. И общаясь с ними, я понимаю, как на самом деле нелегко им приходится и как важно хотя бы попытаться помочь детям. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Изначальная функция библиотеки - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма,), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служению людям и Отечеству, проявление доброй воли личности).
Сегодня библиотекарь должен стать пастырем детского сердца, души, приобщая ребёнка к чтению.
Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики, в лучшем случае, прочитывают только обязательный программный минимум по литературе, о середничках и того не скажешь. Что же делать библиотекарю в условиях, когда потребности в духовной пище у подрастающего поколения зачастую нет? Ответ стар как мир. Библиотекарю необходимо активно работать, нести книгу читателю, стремясь, чтобы в условиях нынешнего малочтения это были произведения, способные оказать влияние на формирование личности ученика.
Какую литературу предлагать современным школьникам? Прежде всего такую, которая оказала бы влияние на воспитание нравственности в человеке, которая формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость у учеников. Писатель Виктор Лихоносов в газете «1 сентября» №21 2009г. с болью посетовал, что православной литературы стало меньше. «А как можно определить, продолжает он в своей статье, - что это за православная литература? Это определяется сердцем. Ты читаешь и чувствуешь, что-то затаённо чистое, тихое, крепкое духом. Например, Л. Толстой, И. Бунин, А. Чехов и др. писатели. Мне кажется в этом ряду могут быть и классики «Золотого фонда детской и юношеской литературы», такие как: Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Владимир Богомолов, Василий Шукшин, Юрий Яковлев, Юрий Сотник, Гавриил Троепольский, Альберт Лиханов и многие другие отечественные и зарубежные писатели, как классики, так и современные. После прочтения их произведений возникает чисто православное чувство. Сколько души, где-то щемит в области сердца, радостно и грустно одновременно.
Не зря же священнослужители становятся писателями, понимая, как важно вовремя донести слово истины до ищущего ума подростка. В «Учительской газете» №43 за 2009г. есть статья Ольги Мариничевой «Дорога к храму», в которой рассказано о протоирее Александре Торике, который написал повесть в двух томах «Флавиан» (Москва, 2008г.), сразу приобретшую популярность, как и вышедшая вслед за ней сказка “Димон” (для детей от 14 до 104 лет). Автору в этой сказке удалось взять в союзники само качество подросткового мышления, взращённого жанром Фэнтэзи, компьютерными играми и органично соединить его с постижением азов христианской веры, предверием религиозного мирочувствия.
К сожалению, такой современной литературы поступает в фонды школьных библиотек крайне мало из-за дефицита финансирования. Экономить на духовном здоровье подрастающего поколения нельзя. Нынешняя молодёжь – наше будущее. И роль школьного библиотекаря здесь могла бы быть более весомой, чем сейчас, если бы ему создали необходимые условия для работы: хорошо технически оборудованное прос торное помещение библиотеки, регулярно обновляемый книжно-журнальный фонд, достойный социальный статус самого школьного библиотекаря с подобающей ему зарплатой. Об этом многим из нас приходится только мечтать. Большинство из нас влюблены в свою работу, являемся неисправимыми романтиками и оптимистами, потому что только романтики и оптимисты, несмотря на все имеющиеся проблемы и сложности, остаются работать в школе, в частности в школьных библиотеках. И работаем, надо сказать, с огоньком. И не случайно Д.С. Лихачёв называл музейных и библиотечных работников “последними святыми на Руси”.
“Сокровищница книг”, как называл библиотеки В. Г. Белинский, может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности, болеющей за судьбу своей страны. Воспитать такого человека без книги невозможно. И задача библиотеки – помочь ему в этом, потому что именно мы, библиотекари, занимаемся процессом воспитания детей через книгу, развиваем в них культуру чтения. Не зря В. Астафьев писал: “Чтение, особенно детей, это самое важное в воспитании. Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объём восприятия. Непродуманный отбор книг, может привести к невосполнимым потерям, потому что есть такие книги, которые надо прочесть в определённом возрасте, для другого возраста оно не представляют интереса!
В. Высоцкий очень ёмко и точно выразился о значении чтения в “Балладе о борьбе”.
Если путь прорубая отцов,
мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал,
что почём, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения огромна. Ведь как важно достучаться до сердца подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определённого нравственного уровня. Библиотекарь лечит душу своим словом, советом, поддержкой, лаской. Возможно ли, чтобы электронная книга, Интернет заменили библиотеку и библиотекаря? Послушайте, пожалуйста, стихотворение, в котором заключён ответ на заданный вопрос.
Скромные хранители сокровищ
Мыслей мудрых, берегини душ,
Что, судьба, опять ты им готовишь?
Невнимание властей иль тушь?
Да, конечно, и без нас возможно
В паутину с головой нырнуть.
Но без нас, вам Люди, будет сложно
Выплыть на поверхность, не тонуть.
Вот опять причислили к разряду
Вымирающих профессий, Интернет,
Мол, заменит Вас целую плеяду!
Разве- да? А я скажу, что – нет!
Кто направит верною рукою
К знаниям пытливый детский ум?
Кто с вниманием, улыбкой и игрою
Станет властелином детских дум?
Кто поддержит в верном начинаньи?
Кто утешит добрым словом так,
Что появится терпенье и старанье?
Кто? – Библиотекарь, чародей и маг.
Ведь без лоцмана корабль теряется,
Не находит выход к маяку,
Всё и в жизни нашей повторяется:
Библиотекарь в лоцманов полку.
Может, мы исчезнем, но поверьте,
Кто ж добро находит от добра?
Пусть его как сеятели сеют
Библиотекарей радеющих гурьба,
Не заменит Интернет – нисколько,
Теплоту, сердечности души,
Ведь мы ценим, потерявши только,
Но терять, подумай, не спеши!
Читатель и книга… Их отношения вечны и не подлежат изменениям.