Работа школьного библиотекаря по календарю знаменательных дат. Юбилеи писателей
( из опыта работы библиотекаря Верхнедвинской гимназии Рыжей Т. М.)
Ежегодно в мире и стране происходят значимые события, отмечаются знаменательные и памятные даты, которые напоминают о важных вехах истории, о людях, чьи имена вошли в мировую историю, историю страны. Эти события вещаются в средствах массовой информации, о них напоминают читателям работники библиотек. Оформляются книжные выставки, проводятся обзоры, беседы, викторины, литературные конкурсы, утренники, литературно-музыкальные вечера, литературные игры, литературные гостиные, мультимедийные презентации и т.д. , посвящённые юбилеям великих писателей и поэтов.
Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.
Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.
Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы, как для подготовки библиотекаря, так и для восприятия школьников. Наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной композиции, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным, или включаться тихим фоном.
Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, здесь можно возразить. Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников. И, наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.
Иногда школьные библиотеки проводят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требует значительного времени. Перед проведением такого вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад, или сообщение. Однако, вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово учителя или библиотекаря.
Литературные вечера и встречи могут проводиться как общешкольное мероприятие, посвященное жизни или творчеству отдельного писателя. Здесь первым и основным условием является совместная работа с другими структурными подразделениями школы.
Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп. Большую помощь библиотекарю может оказывать актив библиотеки.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками.
Представляю вашему вниманию литературно-музыкальную композицию для старшеклассников «Мне есть, что спеть…», посвящённую жизни и творчеству В. С. Высоцкого, организованную совместно с учителем русского языка и литературы Чубенко Л.И.